Когда смотришь телепередачи с участием протоиерея Алексея Батаногова - настоятеля храма святого равноапостольного князя Владимира в Новогирееве, не покидает чувство уважения и доверия к этому батюшке.
Импонирует то, что в заочных диалогах с телезрителями на телеканале "Спас" ему свойственны:
спокойная, обстоятельная и рассудительная манера общения;
глубокие знания не только церковных канонов. Это является вполне естественным для его ранга. Но и окружающего бытия со всевозможными переплетениями человеческих судеб, характеров и нравов;
оптимистичный взгляд на жизнь при рекомендации выхода из любой жизненной ситуации.
Всё это верующим вселяет уверенность в том, что именно данный ответ им нужен для выбора правильного движения по жизни.
Иногда фамилию батюшки употребляют с ошибками. Пишут Ботоногов. Правильно будет - как в названии статьи.
Приведём ответы о. Алексея на несколько интересных вопросов телезрителей. Текст максимально приближен к авторской речи с небольшими ремарками.
Вопрос задаёт женщина. Мой бывший духовник сказал однажды, что я никогда не спасусь. Как же мне теперь быть?
Ответ батюшки Алексея. Воля Божия о каждом человеке спастись и прийти к познанию истины. Любой человек может принести покаяние. Поэтому такой, в прямом смысле, приговор принять не возможно.
Отчаиваться в своём спасении нив коем случае нельзя. Возможно, духовник нашей телезрительницы имел в виду конкретную жизненную ситуацию. Например, если не победить тот или иной грех, то спасение может быть закрыто для человека.
При этом нельзя думать и считать, что невозможно покаяться в своих грехах и тем самым изменить свою жизнь к лучшему. Любому человеку этот путь открыт. Отчаиваться не надо.
Если в данном случае имеется какая-то обида на духовника, очень важно придти, побеседовать с ним и примириться. Потому что духовная жизнь без такого наставника может оказаться не полноценной.
Если это по какой-либо причине невозможно (смерть, смена места жительства), нужно искать другого духовника.
Вопрос из Нижнего Новгорода. Батюшка, у меня сын женится. Свадьба должна состояться сразу после поста. По той причине, что жених и невеста живут пока в разных городах, обвенчаться у них не получилось.
Планируют это сделать после регистрации. Но родственники говорят, что это не правильно. На молодых посыпятся скорби и лишения. Как быть? Это первый вопрос.
Второй - не возбраняется ли священнику и матушке присутствовать на этой свадьбе? Это наши близкие родственники. Они говорят, что молодые не обвенчались и будете праздновать неизвестно что.
Ответ о. Алексея. Обычно так и бывает, что государственная регистрация брака происходит до венчания. Либо в этот же день, либо накануне. Бывает, что до венчания проходит и больший срок.
Обратный порядок этих событий - это, скорее, исключение из общего правила. Венчается уже законный брак. Такое положение дел в настоящее время в Русской Православной Церкви. И этому стоит придерживаться.
Необходимо понимать, что не должно быть раздора в семье. В любых общесемейных событиях, в том числе, праздниках, не нужно бескомпромиссно отстаивать свою точку зрения. Очень важно постараться прийти к общему знаменателю.
В противном случае будут конфликтные ситуации и взаимные обиды.
В данном случае можно отпраздновать свадьбу и в день венчания. Конечно, это будет более правильно. Действительно, для православных воцерковлённых людей, какими со слов телезрительницы являются молодожёны, более уместно праздник устроить в день венчания.
Но ни в коем случае не запрещено устраивать праздник и в день законного бракосочетания. Нужно постараться между собой договориться.
Конечно, разговоры о том, что в молодой семье будут несчастья и искушения по причине ошибки очерёдности этих событий, являются предрассудками. Так думать не надо. В этом, кроме суеверий, ничего нет.
Какие можно дать рекомендации? Молимся, желаем, чтобы:
молодые хорошо и правильно отпраздновали свою свадьбу;
их жизнь была семейным подвигом и протекала во взаимной любви, заботе и уважении;
мир присутствовал во всей большой семье родственников.
Вот, что является главным. А не то, когда произойдёт празднование по случаю бракосочетания. По этому вопросу можно и нужно общими усилиями прийти к взаимному решению.
Вопрос от мужчины: завтра собрался на исповедь. Кроме других грехов меня мучает совесть за один из моих поступков. Не помню, исповедовался ли о нём раньше.
Сейчас не хотелось бы на исповеди вновь к нему возвращаться, потому что очень стыдно. Как мне быть?
Ответ батюшки Алексея. Если человек не помнит, исповедовался ли в этом грехе, надо бы это сделать. Тем более, что вы вспоминаете о нем. Он вас мучает. Вам стыдно.
Возможно, не в полной мере вы раскаялись. Если бы это произошло, вряд ли бы вы об этом забыли.
Может быть, вы на исповеди и называли его. Но полного покаяния и сокрушения в тот момент не было. Так бывает, что мы осознаём свой грех. Называем его на исповеди.
Но не в полной мере раскаиваемся. Не меняем, как это должно, свою жизнь, чтобы его не повторять.
Покаяние - это не просто произношение своего греха. В переводе с греческого - это перемена ума. Тоесть не внешние изменения, не его называние, а именно внутренние изменения.
Поэтому на исповеди к этому греху необходимо вернуться. Так и сказать батюшке, что возможно я о нём ранее говорил. Мне очень стыдно ещё раз к этому возвращаться. Я искренне в нём раскаиваюсь. Так было бы правильно.
Не думайте, что вы при этом смутите батюшку. Помните, в Евангелии, что радость о единственном кающемся грешнике бывает больше, чем о девяноста девяти праведниках.
Как один из вариантов - можно написать об этом грехе. Но лучше всё-таки его проговорить. То, о чём не хочется говорить, и является той язвой, которая нуждается в излечении.
Отец Алексей Батаногов пожелал телезрителю, задавшему этот вопрос, духовного мужества и Божьей помощи.